Белстат опубликовал статистику продаж некоторых продовольственных товаров в январе-сентябре 2023 г. В обзор попала продукция, реализованная торговыми организациями (за исключением микроорганизаций).

Учет ведется не в деньгах, а в тоннах, декалитрах и штуках, что позволяет отследить фактическое потребление продуктов населением.
По большинству позиций констатировано снижение физических объемов продаж по сравнению с январем-сентябрем 2022 г. Так, торговые организации продали меньше мяса: говядины на 25,4%, домашней птицы и дичи – на 6,2%, свинины – на 2,7%. Зато на 8,1% увеличились продажи мясных субпродуктов. При этом на 16,7% сократились объемы продаж консервов из мяса и мясных субпродуктов.

В сегменте морепродуктов ситуация неоднозначная. На 7,4% сократились продажи рыбы. При этом на 2,2% выросли объемы продаж рыбных консервов и пресервов, а также икры и ее заменителей. Рекордный всплеск объемов продаж наблюдается среди ракообразных, моллюсков и икорных изделий. Они взлетели на 38,8%.

По овощам динамика разнородная. За первые 9 месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились физические объемы продаж свежих огурцов (на 2,8%) и свежих томатов (на 7,5%). Одновременно стали меньше продавать свежих картофеля (на 7,8%), белокочанной капусты (на 1,5%), свеклы (на 6,1%), моркови (на 3%), репчатого лука (на 4,5%).

Физические объемы продаж свежих фруктов и орехов снизились на 2,6%, в том числе свежих яблок – на 19,1%.

Слегка упали и продажи сладкого. Мучных кондитерских изделий продали на 0,7% меньше, чем годом ранее, а шоколада и какаосодержащих продуктов ­ – на 1,1%.

В сегменте алкоголя покупатели переориентировались на «вкусные» напитки. Так, продажи слабоалкогольных напитков увеличились на 15,4%, ликеров и ликероводочных изделий на – 12,4%, коньяка, коньячных напитков и бренди – на 5,7%. На 5,8% увеличилось и количество проданных игристых вин, включая шампанское. Вместе с тем продажи водки упали на 7,2%, виноградных вин – на 5,2%, плодовых вин – на 5,2%, пива – на 1,6%.

Заметно сократились и продажи продуктов, содержащих сложные углеводы. В январе-сентябре продали на 15% меньше риса, на 7,6% овсяной крупы и на 4,2% гречневой, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи муки сократились на 10,5%, а макарон – на 8,7%. На 19,7% упали объемы проданного сахара и его заменителей.

При этом на 4,4% увеличились продажи сыра, на 2,5% – яиц и на 0,9% – сливочного масла.

По данным Белстата, большая часть продуктов на прилавках магазинов – белорусского производства. Самая высокая доля отечественных товаров среди яиц – 100%. Также практически полностью белорусскими являются мясо и мясные продукты (99,7%), сливочное масло (99,97%), водка (99,1%) и вина плодовые (99,4%), сахар и сахарозаменители (99,5%), сыры (95,8%), свежие огурцы (90,2%).

Интересно, что в группе «ракообразные, моллюски и икорные изделия» белорусскими были 40,8% проданных продуктов. Наименьшая доля отечественных товаров обнаружена среди растительного масла (10,2%), рыбы (11,2%) и свежих фруктов и орехов (12,1%). Единственный продукт из списка, который является полностью импортным – рис (по понятным причинам). Кстати, среди всех проданных яблок, выращенными в Беларуси оказались 53,9%.

Алексей КОНОПЛЁВ

Фото Александра ПОБАТА

Источник — 1prof.by