СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАБОТА

Гомельская областная профсоюзная организация Белорусского профессионального союза работников агропромышленного комплекса

(2023) Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей, в Республике Беларусь
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019 – 2021 годы (продлено на 2022-2024 годы)
Дополнительное соглашение к Генеральному соглашению

Социально-экономическая работа
Гомельской областной  профсоюзной организации

Основной целью деятельности Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса является защита трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Для достижения указанной цели Гомельская областная профсоюзная организация и ее нижестоящие структуры широко используют механизм социального партнерства, предусматривающий заключение на отраслевом уровне Тарифных и местных соглашений, а на уровне организаций – коллективного договора.

В настоящее время действуют два Тарифных соглашения: первое – между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Белорусским агропромышленным Союзом «БелАПС»; второе – между концерном «Белгоспищепром», Белорусским профсоюзом работников агропромышленного комплекса и Белорусским агропромышленным Союзом «БелАПС», на уровне Гомельской области – Соглашение между комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского областного исполнительного комитета, Гомельской областной профсоюзной организацией Белорусского профессионального союза работников агропромышленного комплекса и Гомельским областным Агропромышленным Союзом на 2022 – 2024 годы, кроме того в 20 районах Гомельской области заключены районные соглашения между управлениями по сельскому хозяйству и продовольствию районных исполнительных комитетов, районными профсоюзными организацией Белорусского профессионального союза работников агропромышленного комплекса и районными Агропромышленным Союзом на 2022 – 2024 годы.

Соглашениями и коллективными договорами регулируются отношения сторон в области организации, условий оплаты и охраны труда; обеспечения занятости, а также социальные гарантии тружеников отрасли.

Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса на отраслевом и местном уровнях уделяет особое внимание развитию социального партнерства, активно участвует в разработке и проведении согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав и законных интересов работников отрасли, повышении их жизненного уровня. Конструктивно сотрудничает с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, концерном «Белгоспищепром» и Белорусским агропромышленным Союзом «БелАПС» на основе взаимного учета мнений, прав и интересов. Налажены тесные отношения с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, трудовым арбитражем, прокуратурой и другими органами государственного управления. Для оперативного контроля за ходом выполнения Тарифных, местных соглашений и коллективных договоров, а также для выработки необходимых предложений по их реализации сторонами совместными постановлениями созданы Отраслевые советы (в первичных организациях – комиссии) по трудовым и социальным вопросам. На заседаниях Отраслевых советов обсуждались проекты Тарифных соглашений, было решено внести ряд дополнений и изменений в отдельные разделы Тарифных соглашений, связанных с переводом работников на контрактную форму найма. Были также введены ограничения на применение натуральной оплаты труда, существенно дополнен раздел по охране труда. Предусмотрена возможность финансирования нанимателями части затрат, связанных с подготовкой и содержанием детских оздоровительных лагерей, находящихся в ведении профсоюза агропромышленного комплекса.

Наиболее значимой формой социального партнерства является участие руководителей (представителей) профсоюза в работе коллегиальных органов управления. Взаимодействие с органами государственного и хозяйственного управления позволяет организациям профсоюза успешнее решать важнейшие социально-экономические задачи. Во многих районах регулярно на заседаниях районных исполнительных комитетов рассматриваются вопросы социально-экономического развития отрасли, соблюдения трудовых прав и социально-экономических интересов работников. В Соглашениях и в коллективных договорах содержатся обязательства направленные на обеспечение стабильной работы трудовых коллективов, организацию трудового соревнования, выработку стимулов морального и материального поощрения высокопроизводительного труда, укреплению производственной дисциплины. По результатам рассмотрения определены меры, направленные на повышение роли коллективных договоров в регулировании трудовых отношений, поручено управлению по труду, занятости и соцзащиты населения осуществлять совместные систематические проверки выполнения коллективных договоров, широкое освещение в средствах массовой информации работы райкома профсоюза и профкомов организаций работников агропромышленного комплекса. Одной из форм социального партнерства, решения социально-экономических и трудовых вопросов является проведение Республиканским и областными комитетами профсоюза учебы профсоюзных кадров совместной с руководителями, специалистами района и организаций, регулярно оказывается практическая помощь на местах в ходе посещения предприятий и организаций. Первостепенное место в работе с руководителями Министерства, концерна, других органов государственного и хозяйственного управления отводится личным встречам и переговорам по узловым вопросам совместной деятельности, защите интересов работающих. Принципы социального партнёрства используются в решении вопросов выплаты заработной платы, соблюдения законодательства по выплате минимального гарантированного уровня заработной платы. На доверительных паритетных условиях строит свою работу абсолютное большинство председателей областных и районных комитетов профсоюза. Тесное взаимодействие между райкомом профсоюза и райисполкомом, руководством управления сельского хозяйства и продовольствия сложилось в большинстве районов. Многие председатели райисполкомов, начальники управлений сельского хозяйства и продовольствия в профсоюзах видят активных помощников при решении социальных вопросов. Большинство из них эффективно участвуют в проводимых профсоюзами мероприятиях, помогают подобрать кадры и справедливо полагают, что такое сотрудничество приносит обоюдную пользу. Тесная работа между организациями профсоюза и руководящими органами проводится в ходе весенне-полевых работ. В целях сокращения сроков завершения весенне-полевых работ и стимулирования высокопроизводительного труда разработаны различного рода соревнования среди механизаторов на пахоте, севе и других работах. В преддверии массовой уборки урожая райкомами профсоюза совместно с хозяйственными органами проводятся собрания в трудовых коллективах, рассматриваются вопросы трудового соревнования, оплаты труда, морального стимулирования, оказания содействия в уборке зерновых на приусадебных участках пенсионеров и работников хозяйств. Социальное партнерство на уровне организации осуществляется и реализуется путем заключения коллективных договоров. Коллективные договоры организаций агропромышленного комплекса, как по объему, так и по содержанию в них дополнительных льгот и гарантий различны, напрямую зависят от финансового состояния организации договора. Основным стимулом профсоюзного членства являются льготы и гарантии, которые профсоюзный актив сумел отстоять в результате переговоров через коллективный договор. Это

— увольнение работников по инициативе нанимателя, производится с согласия профсоюзного комитета (сокращение численности или штата, неисполнение работником без уважительной причины обязанностей, возложенных на него трудовым договором);

— согласование с профкомом условий контракта, предлагаемого работнику члену профсоюза;

— выплаты на удешевление питания;

— выплаты материальной помощи в связи, с рождением ребенка, к юбилейным датам, семьям, воспитывающим детей инвалидов, воинам интернационалистам, участникам ВОВ, многодетным семьям. До всех первичных организаций профсоюза доведена таблица определения экономической эффективности коллективного договора, которая позволяет оценить в денежной форме выплаты за дополнительные льготы и гарантии, полученные членами профсоюза.

Вместе с тем, сложившаяся практика социального партнерства требует дальнейшего совершенствования. Самым существенным недостатком является то, что социальным партнерам до настоящего времени, ввиду сложного финансового положения значительного количества организаций агропромышленного комплекса, не удалось в полном объеме выполнить нормы, заложенные в Тарифные и местные соглашения, а также коллективные договоры организаций. В частности, несмотря на принятые меры, не обеспечивается выполнение важнейших разделов Тарифного и областных соглашений, а именно, размер заработной платы не достиг показателя заработной платы в целом по народному хозяйству республики. Значительная часть организаций агропромышленного комплекса нарушают определенные в коллективных договорах сроки выплаты заработной платы. Позитивно оценивая сложившуюся практику социального партнерства необходимо отметить, что она требует дальнейшего совершенствования.

Обеспечение должного уровня социальной защиты работников отрасли связано с достойной оплатой труда.

Поэтому весь круг проблем, связанный с заработной платой, постоянно находился в поле зрения Республиканского комитета, обкомов, райкомов, первичных профсоюзных организаций отраслевого профсоюза. Вопросы установления и изменения форм, систем, размеров оплаты труда решаются в основном через коллективные договоры.

Основной задачей в области сельского хозяйства является приближение заработной платы к уровню средней заработной платы в народном хозяйстве, а в перерабатывающей отрасли – к среднему показателю в промышленности.

Систематически анализировали ход выполнения установленных заданий по росту заработной платы, а также проводился мониторинг соблюдения законодательства о труде в части выплаты минимальной заработной платы.

В целом номинальная заработная плата, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающей отрасли возросла. Значительно уменьшилось количество сельскохозяйственных организаций, у которых тарифная ставка первого разряда была ниже правительственной, утверждаемой для бюджетных организаций.

Работа в данном направлении продолжается.

Тарифное соглашение между Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусским профессиональным союзом работников агропромышленного комплекса и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2019– 2021 годы (продлено на 2022 – 2024 годы)
Дополнительное соглашение к Тарифному соглашению и документы к нему
ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Белорусским профессиональным союзом работников агропромышленного комплекса и Республиканским агропромышленным союзом «БелАПС» на 2019 – 2021 годы (продлено на 2022 – 2024 годы)
Приложения к Тарифному соглашению
СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ КОМИТЕТОМ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ И ПРОДОВОЛЬСТВИЮ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИМТЕТА, ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЕЛОРУССКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГОМЕЛЬСКИМ ОБЛАСТНЫМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ СОЮЗОМ НА 2022-2024 ГОДЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ